Муниципальное общеобразовательное учреждение
                                         Крестовогородищенская  средняя школа                          
имени героя Советского Союза Михаила Федоровича Вахрамеева

Директор школы. Кто он сегодня?

Сегодня я директор школы… С каждым годом взгляд на свою роль и назначение меняется: что-то наслаивается, добавляется, изменяется или вообще теряет смысл. Ты - директор, ты отвечаешь за всё и за всех. Потому что надо за всё и всех кому-то отвечать. И ты несёшь эту ношу, печатая приказ за приказом, инструкцию за инструкцией. Отвечая перед всеми контролирующими органами сразу или по отдельности.
Приказы, инструкции на все случаи жизни - это атрибут командно-административного управления. Новая система оплаты труда, огромная отчетность, создание массы локальных актов, юридически – правовое оформление статуса образовательного учреждения при постоянном изменении всей государственной системы образования – все это приводит к тому, что директор все больше отходит от реального учебно-воспитательного процесса в школе. Бумаги порой мешают дышать, отодвигают ребёнка на дальний план. Нам бы отчитаться! И чтобы не «утонуть» в документообороте, ты просто идёшь к детям и , глядя на них, понимаешь: «Да, здесь настоящая жизнь!». Это как у писателя, который пишет в отрыве от жизни.
И всё же при всей этой бумажной волоките я люблю свою школу, иду на работу с желанием, потому что мне не всё равно, куда и как мы пойдём со своим коллективом и детьми, которые ждут чего-то нового от взрослых. Я понимаю, что каждый день требует от меня мобильности, собранности и деловитости. Сегодня я смотрю на развитие своей школы через призму менеджмента, потому что школа существует в условиях рыночных отношений. Пусть сельская, основная школа, но она должна быть конкурентоспособной, чтобы «удержаться», чтобы остановить отток семей, чтобы сохранить своё село. При этом следует помнить, что главная конкуренция- это конкуренция «с самим собой».
Да, сегодня директор школы должен быть лидером, стратегом, носителем организационных перемен, одержимым идеей, энтузиастом, творческой личностью, руководителем-менеджером. Нужно быть таким, чтобы за тобой и дальше шли коллеги, чтобы в тебя верили родители, чтобы с интересом на тебя смотрели дети, чтобы уважали партнёры. Здесь действует принцип «и - и», а не «или-или». Управляя учительским коллективом, задумываешься: а что такое «управление» по сути? И сколько человеку потребуется времени и сил, чтобы овладеть искусством управления?
До последнего времени понятие «управление персоналом» отсутствовало в практике директора школы. А ведь персонал образовательного учреждения рассматривается сегодня как основной ресурс, в большей степени определяющий успех всей деятельности школы. Как же создать современную систему управления педагогическим персоналом? Непростая проблема, но надо думать, как ее решать…
А ведь труд учителя как айсберг: огромная часть работы «скрыта под водой», невидима. Высокая мотивация педагога – это важнейшее условие успеха школы и ее воспитанников. Не секрет, что за годы напряженного труда, помноженного на личные проблемы, учитель эмоционально «выгорает». Как защитить его, что делать, чтобы учитель с радостью шел на работу, эмоционально не выгорал? Опыт показывает, что один из главных принципов управления педагогическим коллективом, который ведет к сбережению здоровья учителя- это выявление успешности его творческого поиска, его решений; умение достойно оценить его вклад в дело обучения и воспитания. Если учитель отвечает современным требованиям (высокий профессионализм, компетентность в области инновационных технологий, эрудиция, любовь к детям), он будет востребован, и такого учителя надо беречь.
Подлинная модернизация образования невозможна без диалога с семьей. Авторитет семьи надо повышать.
Процесс управления не может протекать гладко и последовательно. Временами кажется, что еле передвигаешься, временами – летаешь, а бывает – кажется, что тонешь. Иногда кажется, что просто выживаешь. Главное достоинство хорошего менеджера-умение быстро восстанавливаться после поражений, невзгод и неудач, делать взвешенные, решительные выводы, совершать обдуманные, но неизбежно рискованные шаги по перестройке дела, тактике действий, оценивать поле работы как поле сражения, силу влияния противника, соперника, конкурента.
Чтобы управление было демократичным и эффективным, а сотрудники интеллектуально росли, необходимо делегирование полномочий.
Немаловажным для руководителя является умение общаться с людьми. Человек, не способный к общению, никогда не станет хорошим руководителем, так как через общение и посредством личного примера он оказывает необходимое влияние на людей.
«Без умения ладить с людьми,- подчёркивают С.Н.Паркинсон и М.К. Рустомжи, - вы ничего не сможете добиться. Взаимоотношения между людьми не часть управленческой деятельности, это, собственно, и есть управление как таковое».
Какой стиль управления я выбираю? «Путеводителем» для меня стали слова Наполеона Хилла: «Управление бывает двух видов. Первый ,и наиболее эффективный, вид управления предполагает общее согласие и поддержку со стороны подчинённых. Второй-управление с помощью принуждения, без необходимого взаимопонимания и сочувствия исполнителей. Управление на основе общего согласия - единственный источник света, на который ещё может надеяться человечество. Люди могут подчиняться силе на какое-то время, но никогда - добровольно».
Вопросов много, ответы можно найти, только окунувшись с головой в жизнь школы, ежедневно работая над собой, повышая личную компетенцию и компетенцию каждого работника школы.

И всё же: «Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы родить танцующую звезду» (Ницше)

Директором школы являюсь с декабря 2016 г.
Общий стаж работы: 20 лет
Стаж работы по специальности: 20 лет
Образовательное учреждение: УлГПУ им.И.Н.Ульянова
Уровень образования: высшее образование
Ученая степень: не имеет
Ученое звание: не имеет
Направление подготовки и (или) специальности педагогического работника: Квалификация технологии и предпринимательства по специальности Технология и предпринимательства
Квалификация: Первая
Дата получения квалификации: 28.06.2018
Данные о повышении квалификации или (и) профессиональной переподготовке:
Профессиональная переподготовка:
2015 - по программе "Менеджмент и экономика образовательной организации"

Курсы повышения квалификации:
2017 - по программе "Система оценивания результатов основного общего математического образования в условиях реализации ФГОС"
2018 - по программе "Введение ФГОС среднего общего образования: управленческий и методический аспекты"
2018 - по программе "Современные образовательные технологии в области коррекционной педагогики"

Задать вопрос

Как вас зовут *
Ваш электронный адрес
Что вас интересует
Проверочный код *
Отправляя эту форму, вы подтверждаете, что прочитали и согласны с политикой в отношении обработки персональных данных. (Ссылка на описание политики обработки персональных данных)